Алексей Казарезов: «Мы обладаем компетенциями по всем ключевым областям управления предприятия ОПК»

14 ноября 2016 г.

Проводимая руководством России политика импортозамещения оказывает самое непосредственное влияние на многие отрасли производства. И здесь не будет преувеличением сказать, что для российской ИТ-отрасли в целом и особенно для отечественных производителей ПО она стала тем оздоравливающим фактором, который позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. О том, как сегодня идут дела у одного из флагманов отрасли – ЦИТК «Парус», мы решили побеседовать с руководителем предприятия Алексеем Владимировичем Казарезовым.

– Алексей Владимирович, давайте начнем нашу беседу с представления ЦИТК. Как вы позиционируете себя на российском рынке? На кого конкретно рассчитаны основные продукты компании? Можете описать, как выглядит ваш типичный заказчик сегодня?

– ЦИТК «Парус» осуществляет разработку и продвижение программных продуктов линейки «ПАРУС-Предприятие 8», а также специализируется на внедрении ИТ-решений для автоматизации управления крупными промышленными предприятиями. Мы работаем на нескольких целевых рынках, но сегодня я хотел бы сосредоточиться на отрасли машиностроения и ОПК.

Для данной отрасли мы предлагаем решения по управлению основной деятельностью, НИОКР, производством и межзаводской кооперацией, если речь идет о группе компаний. При этом ориентируемся на работу в основном с крупными заказчиками, для которых критичными являются обеспечение максимально подробного производственного учета, быстродействие системы при решении задач планирования производства и высочайшая масштабируемость ИСУ.

Приведу примеры. Первый касается решения задач производственного планирования в ОАО «Промтрактор» концерна «Тракторные заводы». «Промтрактор» производит примерно 50 единиц техники, в целом выпускаемая продукция имеет до 500 модификаций. Это предприятие ориентировано на гражданский сектор. Из-за высочайшей волатильности спроса требуется пересчет месячной производственной программы еженедельно, а производственная программа предприятия включает миллионы позиций. Помимо ОАО «Промтрактор» в единой базе данных работают еще два предприятия чебоксарского куста концерна «Тракторные заводы» с общим количеством пользователей около 1500.

Другой пример – обеспечение производственного учета на АО «Воткинский завод». По оценкам его специалистов, в системе, разработанной на базе «Паруса», работает уже примерно 5000 пользователей. В 30 цехах основного производства большого многономенклатурного предприятия организован партионный учет движения деталесборочных единиц. Каждая партия деталей запускается в производство в строгом соответствии с подетальным планом, рассчитанным на основе плана выпуска изделий и заключенных договоров. Движение деталесборочных единиц в процессе изготовления изделий сопровождается электронными сдаточными накладными. Это позволяет контролировать место размещения каждой деталесборочной единицы в любой момент времени.

Конечно, как производитель ERP-системы и крупный интегратор мы обладаем компетенциями по всем ключевым областям управления предприятия ОПК, но своей главной задачей считаем продвижение идеи автоматизации основной деятельности. И эта задача согласуется с необходимостью повышения экономической эффективности, поскольку у производственного предприятия все основные издержки формируются в производственной деятельности и там же скрываются еще не задействованные резервы их снижения.

– На первой конференции «Вопросы экономического управления в оборонно-промышленном комплексе», прошедшей 10–11 декабря 2015 г. в Москве, ключевой темой многих выступлений участников стал Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (действующая редакция, 2016). Скажите, в какой степени требования этого документа были реализованы в ваших новых продуктах?

– В абсолютной. Более того, реализация требований № 275-ФЗ в самой сложной его части, а именно обеспечении раздельного учета затрат, была реализована в наших продуктах еще до появления этого закона. Что нам потребовалось оперативно доделать, так это в финансовой подсистеме обеспечить возможность учета платежей с указанием идентификатора госконтракта.

– Насколько мы знаем, за последнее время у компании «Парус» появились новые BI-инструменты. Не могли бы вы дать их анонс для наших читателей?

– Мы имеем большой багаж методических знаний по построению систем мониторинга проектной и производственной деятельности предприятия. В случае с проектной деятельностью для этой методологии уже разработан удобный инструментарий с индикаторами-светофорами и проактивной аналитикой. В части производственной деятельности – работа в самом разгаре.

– Не секрет, что в последнее время компания «Парус» заметно активизировалась на отечественном рынке. Приведите несколько успешных примеров реализации новых проектов в сфере государственных учреждений или крупных производственных предприятий.

– В ОПК в последние годы значительно повысилось качество управления, и в нашей деятельности происходит то, что казалось немыслимым пять-десять лет назад. У нас начался трансфер технологий, разработанных в ОПК, в гражданский сектор. Те решения по управлению НИОКР, которые мы изначально создавали для оборонки, получили признание и в гражданском секторе. Например, в этом году мы успешно завершили работы по автоматизации процесса управления инвестпроектами для крупнейшего в Восточной Европе производителя цемента – «Евроцемент Групп». Кроме того, наличие в линейке продуктов специального решения по управлению НИОКР оказалось важным фактором при выборе продуктов «Паруса» для автоматизации управления ФХД созданного в 2013 г. Федерального агентства научных организаций.

– Традиционно ваша компания уделяла много внимания развитию механизмов контроля и управления себестоимостью продукции. Перечислите, пожалуйста, эти инструменты. Что они дают предприятию на практике?

– Управление и контроль – это прежде всего планирование. Поэтому ключевым элементом управления себестоимостью является возможность формирования производственного состава изделия или структуры этапов/работ НИОКР и расчета на их основе прямых плановых материальных и трудовых затрат и плановой калькуляции.

Ведение различных типов плановых цен позволяет типизировать и калькуляции изделия, например по «минимальной цене», по «прогнозной цене» и т. п. Подобные схемы калькуляции изделий могут быть использованы уже на уровне формирования производственного заказа.

По результатам производства в системе отражаются фактические затраты на каждую партию выпускаемых ДСЕ, и при калькуляции всего изделия мы получаем полную расшифровку прямых затрат с учетом партий комплектующих изделия.

Таким образом, мы еще в процессе производства можем оценить экономический эффект возможных отклонений от технологического процесса и принять решение о целесообразности их использования.

Необходимо отметить, что внедрение ERP-системы дает огромный эффект, который выражается в повышении прозрачности и персонификации накладных расходов, что позволяет более точно исчислять и планировать себестоимость изделия.

– В завершение нашего разговора хотелось бы затронуть актуальную сегодня тему импортозамещения. Вам приходится часто общаться с заказчиками – представителями промышленных предприятий, государственных организаций. Начался ли на местах процесс перемен? Или зарубежное ПО и «железо», как и раньше, превалируют?

– Если ограничиться рамками ключевой темы нашего разговора – управление основной деятельностью предприятия ОПК, то могу сказать следующее. Количество записей, формируемых в базе данных «Паруса» в процессе оперативного учета в производстве, у некоторых заказчиков измеряется миллиардами в месяц. И это связанные записи, описывающие плановое и фактическое движение ДСЕ от момента формирования планового производственного состава до формирования электронного паспорта изделия с пооперационным учетом всех стадий производственного процесса. Сегодня мы можем реализовать процесс только в СУБД Oracle.

В рамках работ по импортозамещению, которые мы активно ведем последние два года, наше предприятие перешло на поддержку СПО СУБД PostgreSql. При этом используются нетипичные для разработчиков подходы к работе с поддерживаемыми СУБД. Для нас СУБД – это не только хранилище данных, но и сервер приложений. За счет этого из каждой поддерживаемой СУБД мы можем выжать максимум и обеспечить заказчиков информационной системой безальтернативной «скорострельности» и масштабируемости. Наша текущая задача – получить сопоставимую с Oracle производительность на PostgreSql. Тогда мы с легким сердцем выпустим такое решение на рынок.

Источник:
Портал «Экономика ОПК», ноябрь 2016г.