Александр Карпачев: "Тенденция перехода от финансово-бухгалтерских систем к решениям ERP-класса в госсекторе очевидна"

24 ноября 2014 г.

О том, как меняются потребности государства в ин­фор­ма­ци­он­ных системах, сложностях, возникающих на му­ни­ци­паль­ном уровне и перспективах работы в новых экономико-политических условиях в интервью CNews рассказал Александр Карпачев, президент корпорации «Парус».



CNews: Как вы оцениваете динамику изменения рынка ИКТ в госсекторе в 2013-2014 гг.? Какие государственные проекты играют здесь ключевую роль?

Александр Карпачев: Мы работаем на рынке систем управления финансово-хозяйственной деятельностью, который в 2013-2014 гг. не показывал динамичного роста. Причины понятны: затраты на ИТ всегда сокращаются одними из первых в экономически сложных ситуациях, в случае существенного увеличения непредвиденных расходов и сокращения доходов госбюджета. Кроме того, значительно уменьшилось влияние таких глобальных государственных проектов, как СМЭВ, «Электронный бюджет», переход к электронным государственным услугам, информатизация здравоохранения, которые в 2010 - 2012 гг. были основными драйверами роста нашего сегмента и стимулировали развитие ведомственных систем сбора и обработки информации. Поэтому в последнее время основной объем работ нашей компании был связан с ИТ-проектами отдельных органов власти и учреждений в соответствии с их финансовыми возможностями.

CNews: Какое влияние на рынок информатизации госсектора оказывает изменившаяся политическая и экономическая обстановка в стране?

Александр Карпачев: На сегодняшний день сложно однозначно оценить масштаб новых возможностей для российских разработчиков в связи с общим курсом страны на импортозамещение. Очевидно одно: процесс перевода на СПО тысяч организаций оборонно-промышленного комплекса, государственного, нефтегазового, банковского сектора потребует огромных затрат ИТ-компаний на портирование, конвертацию данных, подготовку консультантов и переобучение сотрудников. Такой процесс вряд ли начнется без активной государственной поддержки, которая может выражаться как в прямых инвестициях, так и в освобождении части рынка путем запрета на использование ИТ-продукции иностранных поставщиков.

CNews: Как менялся спрос на функционал решений для госсектора в последние годы? Какие решения наиболее востребованы сегодня?

Александр Карпачев: В отличие от бизнеса, где спрос на информатизацию определяется необходимостью повышения эффективности, выражающейся, например, в показателях прибыли, в государственном секторе потребность в новых ИТ-инструментах в основном зависит от законодательно закрепленных новаций. Поэтому еще 5 лет назад, когда в частном секторе уже внедрялись системы управления ресурсами, в госсекторе наиболее популярными оставались программные продукты для бухгалтерского и кадрового учета.

В последние несколько лет произошло много изменений в сфере нормативно-правового регулирования различных направлений государственного управления. Во-первых, законодательно оформляются новые принципы бюджетного планирования, идет внедрение таких инструментов как программный бюджет, обоснование бюджетных ассигнований.

Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» также меняет подход к деятельности органов власти, которые должны перейти от планирования смет к расчету объемов и стоимости государственных услуг, от финансирования подведомственных учреждений - к достижению показателей, характеризующих качество услуг и эффективность их оказания. Все это приводит к новым потребностям в автоматизации: нужно собирать информацию от подведомственных учреждений, рассчитывать экономически обоснованные нормативы затрат на оказание услуг, формировать сами задания, осуществлять мониторинг показателей объема и качества исполнения услуг.

Вступил в силу новый закон о государственных закупках № 44-ФЗ, который теперь регулирует не только процедуру проведения конкурса, но и деятельность учреждения в сфере госзакупок - от планирования до предоставления отчетности об исполнении и анализа эффективности. Причем практически каждый этап данного процесса - формирование планов и планов-графиков закупок, проведение конкурсных процедур, заключение государственных контрактов - сопровождается необходимостью передачи данных на портал Единой информационной системы в сфере закупок.

Широко обсуждаются внедрение методов стимулирования деятельности государственных служащих и бюджетных работников. Майскими указами Президента РФ закреплена необходимость оценки эффективности государственных гражданских служащих, связи результатов с мотивационными схемами, перехода на эффективный контракт с бюджетными работниками. Внедрение и применение этих инструментов требует информационных технологий, возможности которых выходят далеко за пределы традиционной автоматизации кадрового учета.

В результате всех этих нововведений в органах власти возникает потребность в системах, способных автоматизировать программно-целевое планирование и управление всеми видами ресурсов - материально-техническими, финансовыми, имущественными, кадровыми. Уже само по себе создание и внедрение таких систем - непростая задача. К тому же в рамках одного решения информация из разных подсистем должна быть тесно взаимосвязана. Например, для того чтобы обеспечить планирование и обоснование бюджетных ассигнований, необходимы данные сразу из нескольких учетных разделов – о стоимости содержания имущества, оплате труда, планах закупок товаров и услуг, объеме субсидий на выполнение государственных заданий.

Поэтому тенденция перехода от финансово-бухгалтерских систем к решениям ERP-класса, поддерживающим гораздо более широкий спектр задач, в госсекторе уже очевидна. Но серьезным препятствием на пути построения таких систем в органах власти на сегодняшний день является так называемая лоскутная автоматизация.

CNews: Эта проблема решается интеграцией используемых в ведомстве систем?

Александр Карпачев: Интеграция продуктов различных разработчиков хорошо применима, например, в случаях построения аналитических систем. Но в транзакционных системах интеграцию продуктов можно сравнить с судоходными шлюзами, которые, безусловно, обеспечивают движение, но с низкой пропускной способностью и серьезными затратами. Конечно, можно применять Web-сервисы, с которыми сегодня связаны большие надежды, но их разработка и поддержание в актуальном состоянии требует серьезных инвестиций и последующих затрат. Поэтому заказчику надо сделать выбор: заниматься ли интеграцией с учетом всех затрат и рисков или поэтапно переходить к полнофункциональному решению от одного поставщика.

CNews: Облачные технологии позволяют осуществлять централизацию информационных систем на уровне региона, ведомства и даже государства. Начался ли этот процесс?

Александр Карпачев: Для успешного внедрения облаков в госсекторе есть целый ряд предпосылок. Это и большое количество созданных ЦОДов, и достаточно развитые коммуникации, и наличие программных продуктов, которые могут работать в парадигме тонкого клиента, с удобными Web-интерфейсами для пользователей. Но главное, что сами государственные заказчики осознают преимущества облаков. И в первую очередь речь идет даже не об экономии, а об управленческих выгодах централизации данных – прежде всего о повышении их доступности и достоверности.

Сегодня это особенно актуально в связи с очевидной централизацией ответственности на уровне руководителей регионов и органов власти за выполнение конкретных указов, за качество планирования объемов и расчета тарифов на оказание государственных услуг и т.п. А достоверную информацию для анализа и принятия решений могут обеспечить только учетные данные, подтвержденные первичными документами и (в отличие от отчетности) не допускающие ручной правки.

К сожалению, примеры расхождения и недостоверности данных, на основе которых принимаются управленческие решения, встречаются слишком часто. Широко известны случаи, когда в рамках мониторинга показателей оплаты труда в социальной сфере (в соответствии с Майскими указами Президента РФ) данные, собранные с помощью инструментов статистической отчетности, совершенно не соответствовали реальному положению дел.

Поэтому появляется спрос на создание корпоративных облаков масштаба ведомства, региона, муниципального образования. Конечно, на этапе своего создания такие ресурсы требуют серьезных инвестиций, поскольку необходимо очистить данные, привести их к единому знаменателю, создать единую нормативно-справочную информацию. Но только в этом случае заказчики получат унифицированную, гармонизированную и достоверную информацию, основанную на первичных данных, которая позволит повысить качество планирования и принятия решений.

CNews: Насколько важна централизация информации в вопросе организации межведомственного взаимодействия?

Александр Карпачев: Потребность и масштабы обмена данными в электронном виде в госсекторе продолжают стремительно расти. И все чаще речь идет о необходимости предоставления учреждениями электронной отчетности непосредственно в информационные системы вышестоящих органов власти.

Например, в Москве каждое бюджетное учреждение вовлечено в электронное взаимодействие с целым рядом общегородских систем - управления регистрами, управления городскими финансами, расчета начислений и платежей, мониторинга комплексного развития города. Кроме того, осуществляется взаимодействие с общефедеральными ресурсами Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, Росстата.

При таком объеме взаимодействия, чтобы обеспечить бесперебойность процесса, нужны значительные финансовые и человеческие ресурсы, поскольку форматы и регламенты взаимодействия часто меняются. Поэтому, безусловно, централизация информационных систем на уровне ведомства или субъекта РФ упрощает этот процесс, позволяя отладить взаимодействие не для каждого из тысячи подведомственных учреждений, а один раз для единой системы органа власти или региона.

CNews: Какие регионы и ведомства успешно реализуют проекты централизации?

Александр Карпачев: Среди регионов сегодня лидирующие позиции в сфере информатизации сектора государственного управления занимает Москва – здесь уже удалось централизовать целый ряд информационных ресурсов и организовать электронный обмен данными различных систем. Но и многие другие регионы быстро идут по этому пути. Крупный проект реализуется Департаментом информатизации Тюменской области, где на базе системы «Парус» создается единый региональный ресурс для 17 ведомств. Наши программные продукты используются в проектах централизации отдельных региональных или городских ведомств, например, в Министерстве здравоохранения Краснодарского края, где в единой системе работают 300 учреждений, органах здравоохранения Москвы, Тамбовской области; органах социальной защиты Новгородской и Волгоградской областей; органах управления образованием Екатеринбурга, Омска, Новокузнецка.

CNews: Насколько отличаются по сравнению с федеральным и региональным уровнем темпы развития муниципальной информатизации? Какие проблемы там еще существуют и насколько эффективно они решаются?

Александр Карпачев: С точки зрения объема управленческих функций муниципалитеты находятся в самом сложном положении. С одной стороны, они имеют такой же бэк-офис, как и крупные государственные ведомства: осуществляют финансовое планирование и бухгалтерский учет, управление кадрами муниципальной службы и муниципальным имуществом, занимаются мобилизацией местных налогов. С другой стороны, у них огромный фронт-офис: муниципалитеты оказывают от 30 до 50 муниципальных услуг - значительно больше, чем любое федеральное или региональное ведомство.

В условиях, когда в стране осуществляется переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, для органов МСУ решение этих задач представляет особую сложность. Для качественного и эффективного оказания муниципальных услуг недостаточно обеспечить орган МСУ доступом к порталу услуг и СМЭВ. Помимо этого муниципалитету нужна учетная система, предоставляющая информацию, на базе которой услуги и оказываются, т.е. сведения о гражданах и составе их семей, жилых помещениях и земельных участках местных жителей.

Если каждый из многочисленных муниципалитетов региона (а некоторые регионы включают более 50 муниципальных образований) будет заниматься организацией оказания электронных услуг самостоятельно, это потребует огромных затрат. Поэтому оптимальное решение – это создание региональных площадок, объединяющих учетные системы, необходимые для оказания услуг и инструменты электронного взаимодействия. Сегодня мы участвуем в создании таких площадок в Белгородской, Рязанской, Тамбовской, Новгородской областях, Красноярском и Краснодарском крае, Республике Дагестан.

CNews: Как Вы видите перспективы развития вашей компании на ближайшие 3-5 лет?

Александр Карпачев: Мы с уверенностью смотрим в будущее, и эта уверенность базируется на наших основных активах – сотрудниках, клиентах и разработках. В последние годы компания серьезно увеличила объем инвестиций в развитие своих продуктов. В результате сегодня мы имеем, во-первых, линейку решений, способную функционировать не только локально, но и в облачной среде. Во-вторых, функциональные возможности системы «Парус» вышли на уровень продуктов ERP-класса и поддерживают все новации государственного управления. Наконец, мы обеспечили в своих программных продуктах возможность оказания всех муниципальных услуг в электронном виде. Поэтому сегодня наши решения соответствуют и мировым технологическим тенденциям и задачам российского государственного и муниципального управления. В ближайшие годы это позволит нам отвечать на любые потребности наших клиентов и обеспечивать неограниченную ИТ-поддержку их развития.

Cnews, Ноябрь 2014г.